Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Дагестан: зачем компьютер рыбоводу?

Фильтры

Регион

Новости

Дагестан: зачем компьютер рыбоводу?

В Послании Президента РД Народному Собранию сказано, что в целом ситуация в рыбной отрасли остается неудовлетворительной, и ставится задача в короткие сроки возродить это производство.

Между тем главным рычагом прогресса в этой отрасли, как и в любой другой, являются кадры – специалисты.

Похоже, что в Дагестане этим вопросом не озабочен никто. С 90-х годов прошлого столетия кто только ни руководил и до сих пор руководит государственными рыбохозяйственными предприятиями, но только не специалисты с рыбохозяйственным образованием, не проработавшие в рыбной отрасли ни одного дня. Уместно в этой связи вспомнить, что в Дагестанском государственном университете с 1999 года стали готовить ихтиологов-рыбоводов для вновь возникающих предприятий, рыбоохраны, рыбоводства и научно-исследовательских институтов рыбохозяйственного профиля.

За девять лет нашей работы по подготовке и выпуску специалистов министерства, ведомства и организации не проявили интереса к подготовке кадров. Непонятно, каким образом они собираются выполнять задания по наращиванию рыбных продуктов.

Предприятиям, занимающимся промышленным рыбоводством, в рамках приоритетного национального проекта «Развитие АПК» выделено много миллионов рублей, но ни одного рубля для создания и улучшения материально-технической базы для подготовки и переподготовки кадров.

Понятно, что развитие аквакультуры (рыбоводства) будет способствовать устойчивому социально-экономическому развитию прибрежных территорий, удовлетворению спроса населения на ценную продукцию из рыб, а также обеспечению стабильной эксплуатации водных биоресурсов.

В работе по решению этих актуальных проблем развития аквакультуры в нашей республике наступил длительный застой.

Еще совсем недавно, в период существования СССР, рыбохозяйственная отрасль была крупнейшей государственной монополией, которая занималась не только промыслом, переработкой рыбы и другого биологического сырья, но имела также мощный рыболовный флот, порты, судоремонтно-судостроительную базы, тарные, сетевязальные и другие предприятия, высшие и средние специальные учебные заведения, научно-исследовательские и проектно-конструкторские организации, осуществляла обширные международные связи.

После распада СССР и образования самостоятельных государств крупнейшая в мире государственная система рыбной промышленности и хозяйства распалась, в том числе и в России. Вместо мощных рыбопромышленных объединений, трестов, комбинатов и других образований появились акционерные общества, товарищества, кооперативные и частные предприятия, появилась новая прослойка рыбоводов-фермеров. В изменившихся условиях хозяйствования возникли новые требования к специалистам рыбохозяйственного профиля, которых в настоящее время готовят высшие и средние учебные заведения.

Еще в советские времена в прудовых рыбоводных хозяйствах в штате было много специалистов узкого профиля. Например, кроме рыбоводов, занимавшихся сезонной работой, связанной с разведением и выращиванием рыбы, в штате были инженеры-электрики, инженеры-механики, строители, специалисты ихтиопатологии и т.д., то в настоящее время ни одно хозяйство не может себе позволить столь большое количество специалистов узкого профиля. Для обслуживания рыбоводных хозяйств узкими специалистами должны быть созданы специальные станции обслуживания (зональные станции обслуживания). Специалисты этих станций на договорных условиях выполняют конкретные заказы хозяйств. Не нужен больше и специалист-рыбовод только с биологическим образованием. По примеру других стран (Германия, Чехия, Польша, Венгрия и др.) в учебных заведениях необходимо готовить инженера-рыбовода, способного решать, кроме рыбоводных работ, и часть технических вопросов (ремонт оборудования, строительные и гидротехнические работы и т. д.).

Станция обслуживания рыбоводных хозяйств может также выполнять работу по сбыту готовой продукции хозяйств, получению ими кредитов и др.

Станции обслуживания (типа моторо - рыболовных станций) необходимо создать и для оказания помощи морским хозяйствам, занимающимся промыслом, отдельным судовладельцам, фермерам и т.д. Такая форма обслуживания будет более удобной, чем иметь постоянных сотрудников в своем штате.

И еще. Для работы в хозяйствах аквакультуры, занимающихся разведением и выращиванием рыбы и других промысловых гидробионтов, или, например, ловом рыбы, совершенно необязательно иметь специалистов с пятилетним высшим образованием. Для работы технологами достаточно знаний, которые получают в высших учебных заведениях бакалавры. С другой стороны, специалисты станций обслуживания должны иметь квалификацию более высокого уровня и обязательно пройти пятилетний курс обучения в вузе.

В связи с этим следует изменить номенклатуру специальностей, которые они готовили до сих пор, и это была многолетняя традиция, хотя условия работы в хозяйствах уже давно изменились, особенно в последние годы.

На наш взгляд, сегодня актуальна подготовка кадров по следующим основным специальностям (преимущественно бакалавров): водные биоресурсы, их охрана и эксплуатация (инженер-ихтиолог); аквакультура со специализацией, пресноводная аквакультура, морская аквакультура и фермерские хозяйства аквакультуры; технология и переработка рыбного и нерыбного сырья (пищевые продукты) и производство кормов для аграрного комплекса (инженер-технолог); санитарная и инженерная экология в интересах охраны водных ресурсов от загрязнений (инженер-эколог).

По таким же специальностям готовятся в вузах студенты с пятилетним сроком обучения, которые получают также инженерную и биологическую подготовку и предназначены преимущественно для работы в зональных станциях обслуживания. Число таких студентов не должно превышать 25% от всего набора (или потока). Пятый год обучения будет уходить на углубленную специализацию по выбранной специальности. Подготовка магистров для нужд самих высших учебных заведений, научно-исследовательских и проектных организаций должна проводиться путем специального отбора наиболее подготовленных выпускников из числа специалистов, с учетом заказа на таких специалистов со стороны тех или иных заинтересованных организаций. Подготовка осуществляется строго по индивидуальному плану.

Поскольку многие молодые преподаватели факультетов рыбохозяйственного профиля, к сожалению, не имеют достаточной практической подготовки, особенно по изучению и освоению сырьевых ресурсов мирового океана, морской аквакультуре и другим направлениям, необходимо для них предоставить возможность пройти соответствующую стажировку в России или за границей.

В современных условиях недостаточно чистого биолога-ихтиолога или рыбовода, который не имеет необходимого минимума инженерных знаний. Это особенно важно потому, что в XXI веке в хозяйствах аквакультуры (и не только в них) будут широко использоваться автоматизированные системы управления производственным процессом. С помощью этих систем кормление и другие рыбоводные операции будут проводиться в автоматизированном режиме с учетом температуры воды, растворенного в воде кислорода и других факторов с помощью ЭВМ по соответствующим программам. Поэтому необходимо обратить особое внимание на подготовку программистов и специалистов-технологов, способных в полной мере использовать современную компьютерную технику.

При подготовке кадров по всем специальностям рыбохозяйственного профиля необходимо обратить внимание на повышение экономической образовательной подготовки, владение менеджментом и маркетингом.

Современный специалист рыбного хозяйства не может нормально работать без умения пользоваться средствами технической информации, в том числе системой Интернет и другими информационными системами. Поэтому специалисты должны получить в вузе соответствующую теоретическую и практическую подготовку.

Источник: dagpravda.ru

Также в разделе

Комментарии (0)