Реклама
i
ИП Селезнева А.Г.
ИНН: 301605326512
Erid: Kra244X6K

Рыболовство – на контроле у государства

Фильтры

Регион

Новости

Рыболовство – на контроле у государства

В настоящее время ситуация в сфере рыболовства и сохранения водных биоресурсов на Каспии и прилегающих к нему реках и водоемах претерпевает коренные изменения. Приоритетом государства сегодня является сохранение особо ценных видов обитателей водоемов и определение рациональной доли их вылова без ущерба для воспроизводства. На Каспии проводником политики государства и, соответственно, Федерального агентства по рыболовству стало созданное в 2009 году его Западно-Каспийское территориальное управление.

Это событие послужило возрождению органов рыбоохраны. За последние полтора года в отрасли произошли значительные изменения, и многие из них можно назвать революционными. Так, впервые на уровне Правительства России приняты 23 поправки к Федеральному закону о рыболовстве. Более того, статья о рыболовстве значится теперь в орбите закона о стратегических отраслях промышленности. Принята федеральная целевая программа на пять лет, на реализацию которой будет выделено 33 млрд. рублей бюджетных инвестиций, и разработана стратегия развития отрасли до 2020 года. Впервые обсуждаются меры экономического стимулирования для рыбаков.

В зону ответственности Западно-Каспийского управления вошли территории Дагестана, Чечни, Ингушетии, Кабардино-Балкарии и Северной Осетии-Алании. Знаменательно, что создание Управления совпало с празднованием в 2009 году 75-летия рыбоохраны России.

Управление осуществляет надзор и контроль над деятельностью 6-ти рыбоводных предприятий, расположенных на территории этих республик, над выполнением ими установленного госзаказа по искусственному получению и выращиванию молоди осетровых, лососевых, частиковых и растительноядных рыб. Все рыбозаводы в настоящее время находятся на стадии реорганизации. Немаловажно, что организации рыбного хозяйства являются градообразующими и обеспечивают занятость населения.

Несмотря на нехватку материально-технических и финансовых средств, задачи по охране рыбных запасов новым управлением стали выполняться с первого же дня работы и практически с чистого листа. Сегодня в целях развития отрасли, совершенствования форм и методов охраны водных биоресурсов, а также повышения эффективности контрольных и надзорных функций Управлением проводятся различные по характеру мероприятия. В определенной мере эффективность проводимой работы достигается координацией действий с Пограничным Управлением ФСБ России по РД и Управлением по борьбе с правонарушениями в сфере оборота водных биоресурсов МВД России по РД.

Проводимые мероприятия уже начали давать свои результаты. Государственными инспекторами управления по состоянию на сентябрь 2009 года выявлено более 2 тыс. нарушений правил рыболовства, для решения вопроса о привлечении к уголовной ответственности в следственные органы направлено 44 материала, в которых имеются признаки преступлений уголовного характера.

На встрече руководителей территориальных управлений, посвященной 75-летию органов рыбоохраны России, состоявшейся недавно в г. Санкт-Петербурге, было отмечено, что Каспийское море, в котором сосредоточено 80-90 % мировых объемов ценной осетровой рыбы, быстро истощается. Общеизвестно, что катастрофическое снижение запасов осетровых началось после распада СССР, когда на берегах Каспийского моря образовалось четыре новых государства. Но ухудшение положения началось еще тогда, когда на Волге было начато строительство плотин, нарушающих естественное воспроизводство рыбной популяции. Так, после постройки Волжской ГЭС площадь нерестилищ русского осетра сократилась на 80 процентов.

Существенно затрудняли работу частые реформирования отрасли. Реорганизация органов рыбоохраны отразилась на росте масштабов браконьерства, утечке специалистов, уничтожении технической базы и недвижимого имущества. Так, в 80-х годах служба рыбоохраны находилась сначала в структуре Министерства рыбного хозяйства СССР, затем – в созданном Комитете по рыболовству. До 2007 года органы рыбоохраны состояли в структуре Россельхознадзора, при этом функции охраны морских биоресурсов в 1998 году были переданы Федеральной Пограничной Службе РФ, а в 2005 году – Пограничному Управлению ФСБ РФ.

Очень большой урон запасам ценных пород рыб наносит незаконный вылов рыбы. Наиболее сложная ситуация сложилась с охраной осетровых. Браконьерский вылов ценных пород рыб, по экспертным оценкам, в 20 раз превышает выделяемые квоты. Сегодня браконьеры объединились в крупные группировки с четким разделением труда, наладили каналы сбыта товара внутри страны и за ее пределами. Бороться с такой бедой без тесного сотрудничества с пограничниками, государственной морской инспекцией, без современных мощных катеров, специального оборудования невозможно. Потомственные рыбаки с болью отмечают, что уже не всегда могут найти производителей для рыбоводных заводов.

Очевидно, что существующая сегодня разрозненная система не содержит эффективных методов контроля над промыслом и борьбы с браконьерством, которые использовались органами рыбоохраны ранее. До 1998 года активно работал центральный объединенный штаб, который обеспечивал координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по защите интересов Российской Федерации на прилегающих к ее побережью морских пространствах. При этом главную роль в вопросах охраны водных биоресурсов играл федеральный орган по рыболовству.

Масштабы браконьерского лова, сохраняющиеся, несмотря на принятые меры по ужесточению санкций за незаконный промысел, требуют принятия срочных мер по изменению сложившейся системы. Необходимо создание единой федеральной службы по охране водных биоресурсов, контролю и надзору за их использованием. Данное ведомство должно осуществлять свои полномочия в отношении всех водных биоресурсов во внутренних водах (в том числе морских), в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе Российской Федерации. При этом оно должно быть гражданским, а его деятельность - прозрачной и доступной для общественности.

Кроме оказания поддержки рыбакам, необходимо и контролировать их работу. Действующие Правила рыболовства, утвержденные приказом Росрыболовства № 1 от 13 января 2009 года, регламентируют порядок лова. Однако руководители отдельных предприятий слабо контролируют их выполнение на рыбопромысловых участках. Согласно закону прямой рыбный промысел — это исключительная прерогатива государства, поэтому изменения законодательства должны многое поправить в этом деле. Сегодня задач перед органами рыбоохраны стоит много. Началась планомерная нормативно-творческая работа, и в Управлении ожидают от коллег и законодателей понимания и поддержки. Это является общей задачей по возрождению рыболовства - стратегической отрасли, которая является важной составляющей продовольственной безопасности России.


Источник: dagpravda.ru

Также в разделе

Комментарии (0)

Прогнозы цен по рыбному рынку

Что ждать в 2024-2025 году
Смотреть запись